Учебный план абсолютно индивидуален для каждой выпускающей кафедры и является ее визитной карточкой.  
Учебный план постоянно модернизируется, и студентам нужно просто поверить, что лишних, неполезных для  
будущей трудовой деятельности дисциплин в нем нет. Для работодателя этот перечень дисциплин является главным  
критерием выбора сотрудников.
Кафедра мембранной технологии
Российский химико-технологический университет
им. Д.И. Менделеева

Дисциплины 1 семеста
Кол-во
часов
Иностранный язык
144
История России
108
Математика
180
Общая и неорганическая химия
252
Начертательная геометрия
108
Эклогия
108
Информатика
108
Физическая культура
68
1 курс
Дисциплины 2 семеста
Кол-во
часов
Иностранный язык
144
Социально-политическая история
72
Математика
144
Органическая химия
108
Физика
144
Инженерная графика
144
Правоведение
72
Доп. главы неорганической химии
180
Физическая культура
66
2 курс
Дисциплины 3 семеста
Кол-во
часов
Иностранный язык
72
Прикладная механика
144
Математика
180
Органическая химия
180
Физика
261
История философии
72
Лаб.практикум по органической химии
72
Компьютерная графика
72
Физическая культура
66
Дисциплины 4 семеста
Кол-во
часов
Философия
108
Физическая химия
238
Аналитическая химия
144
Безопасность жизнедеятельности
144
Теория вероятности
108
Информационные технологии
72
Электротехника
144
Физическая культура
108
3 курс
Дисциплины 5 семеста
Кол-во
часов
Коллоидная химия
180
Процессы и аппараты хим.тех.
180
Доп.главы аналитической химии
108
Доп.главы физической химии
216
Вычислительная математика
108
Промышленная экология
108
Введение в мембранную технологию
144
Физическая культура
66
Дисциплины 6 семеста
Кол-во
часов
Процессы и аппараты хим.тех
180
Основы экономики
144
Лаб.практикум по ПАХТ
72
Доп.главы коллоидной химии
144
Материаловедение
108
Баромембранные процессы
180
Можелирование хим.-тех. процессов
108
Основы технического регулирования
72
Физическая культура
32
Дисциплины 7 семеста
Кол-во
часов
Общая химическая технология
216
Системы управления хим.-тех.   процессами
180
Основы менеджмента и маркетинга
72
Технология воды
180
Электромембранные процессы
108
Диффузионные процессы
144
Теоретические основы энерго- и
ресурсосбережения
144
Проектирование процессов и аппаратов
72
Дисциплины 8 семеста
Кол-во
часов
Лабораторный практикум по профилю
108
Технико-экономический агнализ
108
Сопряженные мембранные процессы
108
Курсовой проект по профилю
144
4 курс
Back
Next
Учебный план

     Аннотации дисциплин:
Иностранный язык - дисциплина необходима студентам технического вуза для общения на иностранном языке по общенаучным и  
специальным темам, для работы с научными текстами,для практики устной речи по общим темам. Изучение дисциплины не  
предусматривает создание навыков разговорного языка. Это рекомендуется приобретать на дополнительных курсах и самостоятельной  
работой. Дисциплина преподается в течение первых трех семестров по 2-4 часа в неделю.
История России - дисциплина преподается как элемент университетского образования и имеет целью формировать у студентов  
гражданскую позицию по развитию России на основе изучения эволюции российской государственности, последовательности  
социально-экономических этапов, специфики модернизации, тенденции внешней политики. Изучение основано на методологии  
современной исторической науки. Охватывается период от Киевской Руси до новой российской государственности по настоящее время.
Математика - изучение дисциплины формирует у студентов систему основных понятий,составляющих математический аппарат для  
описания различных процессов, построения математических моделей и числового решения уравнений. В первом семестре студенты  
получают представление о: функция одной переменной. Предел функции. Непрерывность функции; дифференциальное исчисление  
функции одной переменной; интегральное исчисление функции одной переменной.
Общая и неорганическая химия - дисциплина дает студентам фундаментальные знания о строении вещества и является основой всех  
последующих химических дисциплин университетской программы. Сопровождается большим лабораторным практикумом.
Начертательная геометрия - дисциплина развивает у студентов способности воспринимать изображения геометрических предметов на  
плоскости и пользоваться приемами их изображения при выполнении чертежей. Студенты изучают правила и условности выполнения  
графических документов, учатся читать чертежи, знакомятся с действующими стандартами.  
Экология- дисциплина воспитывает у студентов профессиональное отношение к окружающей среде через познание причин вредности  
контакта химических соединений с воздухом, водой и почвой. Изучаются факторы, влияющие на устойчивость биосферы, принципы  
рационального природопользования, правовые аспекты экологии, концепции устойчивого развития цивилизации. Для студентов-
мембранщиков дисциплина является базовой.
Информатика - в результате изучения дисциплины и длительной практики у студентов формируется умение пользоваться персональным  
компьютером при последующем освоении образовательной программы бакалавриата. В программу изучения входят такие разделы как;  
технические и программные средства реализации информационных технологий; основные алгоритмы; типовые численные методы  
решения математических задач; язык программирования Турбо Паскаль; локальные и глобальные компьютерные сети.
Физическая культура - в результате освоения курса физической культуры студент должен знать научно-практические основы физической  
культуры и здорового образа жизни,социально-биологические основы физической культуры. Осуществлять самоконтроль за состоянием  
своего организма и соблюдать правила гигиены и техники безопасности.
Социально-политическая история - дисциплина, иначе называется «Политология», дает представление о политической основе  
исторических событий в России за последние сто лет. Она представляет дополнительную точку зрения на развитие государства с позиций  
эволюции политического режима, идеологии и партийной структуры общества. Освещается роль революций, реформ, национальных  
отношений и внешней политики в этом развитии.  
Органическая химия - дисциплина является основополагающей для студентов всех химических специальностей. Она дает студентам  
знания о строении органических соединений, об основных химических и физико-химических свойствах этих соединений, обусловленных  
строением молекулы, о методах синтеза и модификации органических соединений.
Физика - курс направлен на формирование способности использовать основные знания о современной физической картине мира,  
пространственно-временных закономерностях, строении вещества, основные естественно-научные законы для понимания окружающего  
мира и явлений природы.
Правоведение - дисциплина формирует гражданскую позицию будущего специалиста, базируется на основополагающих государственно-
правовых категориях. Возможность аргументированно излагать и отстаивать свои убеждения открывается только при освоении принятых  
в государстве норм и правил. При изучении дисциплины студенты получают представление о конституционных правах;гражданских  
правах;семейных правах;трудовых правах;гражданско-процессуальных правах;экологических правах.
Инженерная графика - задача изучения инженерной графики сводится к развитию пространственного представления, конструктивно-
геометрического мышления, способностей к анализу и синтезу пространственных форм и соотношений между ними, изучению способов  
конструирования различных технических изделий, способов получения их чертежей на уровне графических моделей, ознакомлению со  
способами выполнения чертежей методами компьютерной графики. Содержание дисциплины: ознакомления с видами изделий и  
конструкторских документов и др.
Прикладная механика - дисциплина включена в учебный план подготовки химика- технолога, поскольку в ней изложены основные  
сведения об устройстве, конструкциях и расчетах важнейших деталей машин и аппаратов. Выпускнику бакалавриата не придется  
конструировать оборудование, но он должен иметь представление об условиях работы критичных узлов этого оборудования.
Компьютерная графика - в ходе изучения курса студенты учатся выполнять и читать чертежи и другую конструкторскую документацию,  
использовать средства компьютерной графики для изготовления чертежей. Овладевают навыками работы на ЭВМ с графической  
системой «Компас» для получения конструкторских документов.
История философии - раздел философии, изучающий исторические типы философии. В его рамки включены как философские системы  
отдельных философов, так и развитие их взглядов в рамках философских школ.
Философия - основная мировоззренческая дисциплина в программе университетского образования. Имеет целью вооружить будущего  
специалиста методами и приемами философского анализа проблем, способностью применять философские подходы и категории в  
решении профессиональных задач. Программа дисциплины включает в себя широкий диапазон проблем, начиная от определения  
предмета философии и заканчивая глобальными задачами современности.
Физическая химия - раздел химии, наука об общих законах строения, структуры и превращения химических веществ. Исследует  
химические явления с помощью теоретических и экспериментальных методов физики. Наиболее обширный раздел химии.
Аналитическая химия - при освоении дисциплины студенты изучают те свойства элементов и химических соединений, которые  
позволяют обнаружить эти компоненты в смеси с другими веществами, а также определить их количественное содержание. Студенты  
знакомятся теоретически и на практике с принципами и техникой качественного и количественного анализа, с методами метрологической  
обработки результатов.
Безопаснсоть жизнедеятельности - дисциплина дает будущим химикам-технологам знания, необходимые для максимальной защиты  
жизни и здоровья от вредных техногенных воздействий. Это касается не только личной безопасности, но и планирования мер для  
обеспечения безопасности при проектировании и эксплуатации промышленного производства.
Информационные технологии - целью дисциплины является подготовка студентов в области информационного сопровождения научной  
деятельности, привитие навыков самостоятельного поиска химической информации в различных источниках.
Теория вероятности - целью дисциплины является формирование у студентов системы основных понятий, используемых для построения  
важнейших математических моделей, и математических методов для описания различных процессов.
Электротехника - в результате изучения курса электротехники и промышленной электроники студент должен знать методы анализа и  
расчета электрических и магнитных цепей, современную элементную базу электротехники. Уметь разрабатывать принципиальные  
электрические схемы на основе типовых электрических и электронных устройств. Владеть навыками работы с электротехнической  
аппаратурой и электронными устройствами.
Коллоидная химия - при изучении дисциплины студенты получают глубокие знания о дисперсных системах, т.е. гетерогенных смесях, в  
которых распределены наноразмерные частицы. Изучают способы их получения, методы их исследования, процессы и явления на их  
поверхности, термодинамические закономерности их существования. Полученные знания закрепляются в лабораторном практикуме.
Процессы и аппараты химической технологии - базовая инженерная дисциплина в подготовке химика-технолога дает студентам знания о  
закономерностях протекания гидродинамических, тепловых и массообменных процессах в соответствующем оборудовании, Дается  
описание конструкций и методы расчета аппаратов для этих процессов. Большой лекционный материал закрепляется на семинарских  
занятиях, а также в объемном лабораторном практикуме. Дисциплина читается в течении двух семестров, после чего каждый студент  
выполняет индивидуальный курсовой проект.
Промышленная экология - дисциплина знакомит студентов с традиционными методами очистки и переработки промышленных отходов  
различного фазового состояния, образующихся на предприятиях основных отраслей.
Вычислительная математика - на основе приобретенных знаний формируются умения применять приближенные методы для решения  
прикладных задач с помощью вычислительной техники. Содержание дисциплины: изучение методов вычислительной математики для  
решения задач из области химической технологии с использованием алгоритмического языка Турбо Паскаль под Microsoft DOS:  
программирования в визуальной среде Borland Delphi-7 в операционной среде Microsoft Windows.
Введение в мембранную технологию первая дисциплина специализации, дающая студентам комплекс представлений о мембранной  
технологии. Программа дисциплины начинается с изучения структуры и свойств воды и водных растворов, а заканчивается обзором  
современного мембранного рынка. Большой раздел посвящен физико-химическому механизму функционирования полупроницаемых  
мембран, их структуре и технологии их получения.
Основы технического регулирования и стандартизация - устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к  
объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства,  
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Материаловедение и защита от коррозии - зучение дисциплины дает студентам возможность ознакомиться со свойствами, составом,  
способами обработки различных конструкционных материалов, которые используются при изготовлении химического оборудования.  
Студенты научатся выбирать и оценивать методы их антикоррозионной физико-химической обработки с учетом свойств сред, в которых  
материалы будут эксплуатироваться.
Баромембранные процессы - дисциплина помогает студентам изучить мембранные процессы, протекающие под действием градиента  
давления: микрофильтрация, ультрафильтрация, обратный осмос и нанофильтрация.
Основы экономики и управление производством - целью дисциплины является получение системы знаний об экономических  
закономерностях функционирования химического производства в системе национальной экономики, обучение экономическому  
мышлению и использованию знаний в практической деятельности.
Моделирование ХТП - Основной целью учебной дисциплины является получение студентами знаний в области моделирования  
организационно-управленческих, технико-экономических и технологических процессов наукоемких производств на всех этапах  
жизненного цикла химико-технологической системы.
Общая химическая технология является одним из разделов промышленной химии и относится к группе общепрофессиональных  
дисциплин (ОПД). В структуре учебных планов подготовки химика-технолога курс ОХТ следует рассматривать как переходный этап к  
изучению частных химических технологий
Системы управления химико-технологическими процессами. Дисциплина предназначена для обучения студентов методам и устройствам  
автоматического управления отдельными аппаратами и в целом производствами химико-технологического профиля.
Теоретические основы энерго- и ресурсосбережения - при освоении дисциплины студенты изучают те законы, правила и стандарты,  
невыполнение которых приводит к неоправданным потерям сырья, энергии, воды и денег при производстве химической и других видов  
продукции.
Основы менеджмента и маркетинга - целью дисциплины является получение системы знаний о закономерностях функционирования  
химического производства в системе национальной экономики, представлений в области менеджмента и маркетинга.
Диффузионные процессы - дисциплина помогает студентам изучить мембранные процессы,протекающие под действием градиента  
концентрации.
Технология воды - дисциплина знакомит студентов с правилами и опытом использования мембранных процессов разделения в  
водоподготовке различного назначения.
Сопряженные процессы - процессы, состоящие из отдельных стадий, связанных между собой как прямыми, так и обратными  
материальными и энергетическими потоками. Сочетание двух или нескольких технологических процессов в единой схеме приводит, как  
правило, к нескольким возможным вариантам решения задачи. Практически любое химическое производство можно представить в виде  
последовательного набора процессов.
Электромембранные процессы - дисциплина помогает студентам изучить мембранные процессы,протекающие под действием градиента  
электрического потенциала.
Технико-экономический анализ проектов завершает теоретическую подготовку бакалавров по мембранной технологии и помогает  
студентам освоить методику выполнения квалификационной работы бакалавра.