Главная ценность любого университета - это кафедры. Кафедры, как
подразделения университете, обеспечивают выполнение учебного плана
студентов. В связи с этим кафедры бывают разные - общие и специальные.
На общих кафедрах преподают те дисциплины, которые изучают все или
большинство студентов университета. Каждая общая кафедра преподает,
как правило, одну дисциплину. Все преподаватели занимаются одним
делом и взаимозаменяемы.
На специальных кафедрах студентов обучают конкретной
специальности. Если взглянуть на образовательную программу любого
профиля, то видно, что специальных дисциплин достаточно много, а
студентов, получающих эту конкретную специальность, достаточно мало -
1 или 2 группы. Каждый преподаватель ведет свою дисциплину и обычно
не заменим.
Научные группы стали возникать в различных учебных и научно-исследовательских институтах, в академии наук,
поскольку открывались все новые возможности мембранных процессов разделения: опреснением соленых вод
занялись в институте водоснабжения, регенерацией воды в замкнутом пространстве космических кораблей - в
институте медико-биологических проблем, переработкой молока - в молочном НИИ, разработкой специальных
полимерных мембран- в институте синтетических смол, мембранами для разделения воздуха- в институте
нефтехимического синтеза академии наук.
Замечательные ученые, химики, инженеры подключились к развитию мембранной технологии. Ведущая роль
Менделеевского института и Ю.И. Дытнерского признавалась всеми, поэтому именно его и назначили
председателем научно-технической комиссии по развитию мембранной технологии при Государственном
комитете по науке и технике. В институте к этому времени научной работой в области мембран занимались уже
десять человек, защищались кандидатские диссертации, был разработан и изготовлен первый в стране
промышленный мембранный аппарат, на котором демонстрировали возможности мембранного разделения.
В 1973 году в нашем институте прошла первая всесоюзная конференция по мембранной технологии,
в которой участвовали представители 60-ти организаций со всей страны. Стало ясно, что технология вышла на
промышленный уровень. Появилась потребность в специалистах и для научных исследований, и для производства.
В конце 70-х вышли в свет первые монографии Ю. И. Дытнерского «Мембранные процессы разделения жидких
смесей» и «Обратный осмос и ультрафильтрация». Его назначили заведующим кафедрой процессов и аппаратов,
и на кафедре с 1980 года начал функционировать курс повышения квалификации по профилю «Мембранная
технология», фактически второе высшее образование для инженеров с различных производств.
И, наконец, с 1990 года началась подготовка собственных специалистов - мембранщиков на вновь образованной
кафедре мембранной технологии. Преподавателями кафедры стали люди, работавшие с Ю.И. Дытнерским впервые
годы становления этого нового направления в науке и технике, защитившие свои кандидатские и докторские
диссертации в стенах Менделеевского университета. Кафедра по сей день является одним из центров научной и
организационной деятельности Российского мембранного сообщества, готовит проиводственные и научные
кадры, и каждый год с удовольствием встречает новое поколение будущих мембранщиков, которые, по нашему
убеждению, останутся мембранщиками на всю жизнь.
Могут быть похожие специальные кафедры в разных ВУЗах, тогда они сотрудничают, взаимно обогащая друг
друга опытом и знаниями. Но в очень редких случаях кафедра возникает и долгое время остается единственной
даже на всю страну, что и произошло с кафедрой мембранной технологии в РХТУ им. Д.И. Менделеева.
Обновление и расширение перечня специальностей, по которым готовят специалистов, происходит, во-первых,
постоянно (вследствие неостановимого мирового научно-технического прогресса), во-вторых, дерективно
(При согласии и по решению Министерства образования).
Новые идеи для научно-технического прогресса рождаются обычно в голове какого-то одного талантливого
ученого и дальше начинают жить и умножаться независимо от него. Из чистой науки постепенно они переходят в
прикладную область, потом в производство и дальше возникает потребность в специалистах.
Весь этот путь прошла и мембранная технология, а рожденная в Менделеевке идея тут же и развивалась, привлекая
к себе все новых последователей.
В середине прошлого века на общей кафедре процессов и аппаратов
преподавал и занимался наукой молодой доцент Юрий Иосифович Дытнерский.
Он изучал процесс абсорбции, т.е. поглощение газовых смесей жидкостями, и в
какой-то момент решил попробовать усилить это поглощение, поместив на
границу раздела жидкости и газа полимерную пленку. За пленкой далеко ходить
было не надо, потому что до сих пор в конфетных коробках прикрывают
конфеты целлофановой пленкой, по совместительству первой полупроницаемой
мембраной.
Полученный эффект был настолько необычен, что дальше началась «мембранная
лихорадка»: а если совместить мембрану с фильтрованием, а если - с газовой
диффузией, а если - с электродиализом! Везде результаты были замечательные,
требовалось расширение исследований.
Новое научное направление поддерживали далеко не все, критиковали за
конструктивные сложности, за низкие производительности. Но человеческую
любознательность, как известно, остановить нельзя. И тем более мембранную
технологию стали поддерживать даже на министерском уровне, когда
выяснилось, что аналогичные исследования ведутся в США и с гораздо
большим финансированием.