Главная ценность любого университета - это кафедры. Кафедры, как  
подразделения университете, обеспечивают выполнение учебного плана  
студентов. В связи с этим кафедры бывают разные - общие и специальные.  
На общих кафедрах  преподают  те дисциплины, которые изучают все или  
большинство студентов университета. Каждая общая кафедра преподает,   
как правило, одну дисциплину. Все преподаватели занимаются одним  
делом и взаимозаменяемы.
       На специальных кафедрах студентов обучают  конкретной  
специальности. Если взглянуть на образовательную программу любого  
профиля, то видно, что специальных дисциплин достаточно много, а  
студентов, получающих эту конкретную специальность, достаточно мало -  
1 или 2 группы. Каждый преподаватель ведет свою дисциплину и обычно  
не заменим.
Научные группы стали возникать  в различных учебных и научно-исследовательских институтах, в академии наук,  
поскольку открывались все новые возможности мембранных процессов разделения: опреснением соленых вод   
занялись в институте водоснабжения, регенерацией воды в замкнутом пространстве космических кораблей - в  
институте медико-биологических проблем, переработкой молока - в молочном НИИ, разработкой специальных  
полимерных мембран- в институте синтетических смол, мембранами для  разделения воздуха- в институте  
нефтехимического синтеза академии наук.
Замечательные ученые, химики, инженеры подключились к развитию мембранной технологии. Ведущая роль  
Менделеевского института и Ю.И. Дытнерского признавалась всеми, поэтому именно его и назначили  
председателем  научно-технической комиссии по развитию мембранной технологии при Государственном  
комитете по науке и технике. В институте к этому времени научной работой в области мембран занимались уже  
десять человек, защищались кандидатские диссертации, был разработан и изготовлен первый в стране  
промышленный мембранный аппарат, на котором демонстрировали возможности  мембранного разделения.
В 1973 году в нашем институте прошла первая всесоюзная  конференция по мембранной технологии,
в которой участвовали представители 60-ти организаций со всей страны. Стало ясно, что технология вышла на  
промышленный уровень. Появилась потребность в специалистах и для научных исследований, и для производства.  
В конце 70-х вышли в свет первые монографии Ю. И. Дытнерского «Мембранные процессы разделения  жидких  
смесей»  и «Обратный осмос и ультрафильтрация». Его назначили  заведующим кафедрой процессов и аппаратов,  
и на кафедре с 1980 года начал функционировать курс повышения квалификации по профилю  «Мембранная  
технология», фактически второе высшее образование для инженеров с различных производств.
И, наконец, с 1990 года началась подготовка собственных специалистов - мембранщиков на вновь образованной  
кафедре мембранной технологии.  Преподавателями кафедры стали люди, работавшие с Ю.И. Дытнерским впервые  
годы становления этого нового направления  в науке и технике, защитившие свои кандидатские и докторские  
диссертации в стенах Менделеевского университета. Кафедра по сей день является одним из центров научной и  
организационной деятельности Российского мембранного сообщества, готовит проиводственные и научные  
кадры, и каждый год с удовольствием встречает новое поколение  будущих мембранщиков, которые, по нашему  
убеждению, останутся мембранщиками на всю жизнь.
Кафедра мембранной технологии
Российский химико-технологический университет
им. Д.И. Менделеева

ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ
      Могут быть похожие специальные кафедры в разных ВУЗах, тогда они сотрудничают, взаимно обогащая друг  
друга опытом и знаниями. Но в очень редких случаях кафедра возникает и долгое время остается единственной  
даже на всю страну, что и произошло с кафедрой мембранной технологии  в РХТУ им. Д.И. Менделеева.  
Обновление и расширение перечня специальностей, по которым готовят специалистов, происходит, во-первых,  
постоянно (вследствие    неостановимого     мирового  научно-технического  прогресса), во-вторых, дерективно  
(При согласии и по решению Министерства образования).
Новые идеи для научно-технического прогресса рождаются обычно в голове какого-то одного талантливого  
ученого и дальше начинают жить и умножаться независимо от него. Из чистой науки постепенно они переходят в  
прикладную область, потом в производство и дальше возникает потребность в специалистах.
Весь этот путь прошла и мембранная технология, а рожденная  в Менделеевке идея тут же и развивалась, привлекая  
к себе  все новых последователей.
    В середине прошлого века на общей кафедре процессов и аппаратов  
преподавал и занимался наукой молодой доцент Юрий Иосифович  Дытнерский.  
Он изучал процесс абсорбции, т.е. поглощение газовых смесей жидкостями, и в  
какой-то момент решил  попробовать усилить это поглощение, поместив на  
границу раздела жидкости и газа полимерную пленку. За пленкой далеко ходить  
было не надо, потому что до сих пор в конфетных коробках прикрывают  
конфеты целлофановой пленкой, по совместительству первой полупроницаемой  
мембраной.
Полученный эффект был настолько необычен, что дальше началась «мембранная  
лихорадка»: а если совместить мембрану с фильтрованием, а если - с газовой  
диффузией, а если  - с электродиализом! Везде результаты были замечательные,  
требовалось расширение исследований.
Новое научное направление поддерживали  далеко не все, критиковали за  
конструктивные сложности, за низкие производительности. Но человеческую  
любознательность, как известно, остановить нельзя. И тем более мембранную  
технологию стали поддерживать даже на министерском уровне, когда  
выяснилось, что аналогичные исследования ведутся в США и с гораздо  
большим финансированием.